Уразбаева Кумыс Тюлюмовна

Уразбаева Күміс Төлеуқызы. ЖОО үздік оқытушы 2008-2

Уразбаева Кумыс Тюлюмовна имеет научно-педагогический стаж работы свыше 35-и лет. С 1976 по 1983 годы работала в Карагандинском государственном университете, а затем в Карагандинском политехническом институте. С 1983 по 1995  годы она работала в Семипалатинском технологическом институте мясной и молочной промышленности. Прошла все ступени профессионального роста педагога высшей школы: от лаборанта до доцента кафедры физики и информатики. Научно-педагогическую деятельность Уразбаевой К.Т. отличают профессионализм, компетентность и ответственность.

Уразбаева Кумыс Тюлюмовна активно занимается  научно-исследовательской деятельностью.  Она автор более 90  публикаций научного и научно-методического характера, в том числе учебников и монографий.

В «Концепции развития системы образования Республики Казахстан до 2020 года» подчеркивается, что образовательные процессы в стране развиваются в условиях прежней методологии образования, структуры и содержания, которые недос­таточны для поэтапного ее вхождения в мировое образовательное простран­ство.

 В связи с этим, исследования Уразбаевой К.Т. посвящены решению упомянутых проблем образования, которые возникли в связи с неразработанностью методологии модернизации существующей системы образования.  Огромные социальные изменения, происходящие в обществе, выдвинули на первый план проблему развития творческого потенциала всех его членов и в первую очередь молодежь. Признавая ведущую роль педагога в решении этой проблемы, национальная доктрина образования в Республике Казахстан подчеркивает необходимость привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществить учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации. Основой для формирования педагога нового поколения, способного решать поставленные в доктрине  задачи образования, является изменяющееся содержание высшего педагогического образования, базирующегося на принципах фундаментализации, гуманизации, дифференциации, личностной ориентации всего учебного процесса. Современное педагогическое образование определено как гуманитарное, обеспечивающее готовность выпускника  не только к профессиональной деятельности в традиционной роли учителя, но и в значительно более широкой сфере «человек- общество- человек». Образование как подсистема общественной системы претерпевает в настоящее время значительные изменения: появляются альтернативные учебные заведения, имеющие специфику организации учебно-воспитательного процесса, разрабатываются новые формы  и методы обучения, существенно меняются требования, предъявляемые обществом к преподавателю. Подготовка специалиста-преподавателя требует сформированности у него методологической рефлексии, способности ориентироваться в современных научных концепциях, адекватно оценивать уровень и границы своей профессиональной компетентности, видеть возможности для увеличения своего личностного потенциала.  Так. выпускник, получивший квалификацию «Физик, преподаватель» должен уметь осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики  преподаваемого предмета, способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта и нести ответственность за их реализацию  в полном объеме.

Уразбаева Кумыс Тюлюмовна  исследовав и проанализировав государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования для педвузов и  государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации « преподаватель» пришла к выводу, что различия этих типов подготовки преподавателя определяется не только разным соотношением фундаментальной и профессиональной подготовки, но и обусловлены разными целевыми установками: в одном случае происходит формирование специалиста через логику самой науки ( университетское педагогическое образование), в другом – через изучение способов восприятия данной науки ( пединститутское образование). Это приводит к тому, что университетская педагогическая подготовка  хотя и не дает столь обширного ( по сравнению с педагогическим вузами) навыков классного руководства и дидактической проработки материала, но зато обеспечивает своих выпускников несравненно более глубокими знаниями по предмету, возможностями творчески исследовательского отношения к работе учителя, менее авторитарным коммуникативным потенциалом и безусловными преимуществами в постановке кружковой работы, ведение факультативных курсов.      Отсюда, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией,  и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,  готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности и получении соответствующего образования.  

Исследования Уразбаевой К.Т. несомненно   позволяют сделать вывод об их актуальности,  практической  и теоретической значимости  развития педагогической теории в целом.

За 2005 – 2008 годы ею опубликованы  статьи  и сделаны доклады на международных конференциях в  России , Украине и гг. Алматы, Караганда, Астана, Семей ,Павлодар, Кокшетау и др.

Постоянно  публикует свои научные результаты в ведущих научных изданиях  странах  СНГ , как Россия, Украина,(журналах «Совет ректоров» ,Москва), республики Казахстан (журналы «Вестник высшей школы Казахстана», «Поиск», «Білім-образование» и др.). Ею опубликовано свыше 45 научных работ общим объемом более 85 п.л., включая 2 научных монографии (« Становление и развитие люминесценции», 2004 г., 10 п.л.; « Люминесценция кристаллов, 2008 г., 11 п.л.),  учебных пособия (по результатам многолетних научных изысканий и педагогической деятельности  подготовлено, издано и внедрено в учебный процесс школ и вузов Казахстана учебные пособия «Физика» Семипалатинск, 2000, 108 с.  6 п.л., « «Астрономия» Семипалатинск, 2006. – 132с.  9п.л. и др. 

За  время педагогической деятельности  ею накоплен  большой научный и методический опыт работы, она проявила себя как творческий педагог. На высоком научно-теоретическом уровне выполняет различные виды учебной работы (лекции, семинары, руководство научными докладами , курсовыми и дипломными работами студентов и др.) с использованием современных образовательных технологий.  Рейтинг  Уразбаевой К.Т. как преподавателя вуза по оценке студентов ее педагогического мастерства высокий.

Уразбаева К.Т. принимает активное участие в   пропаганде физического образования среди школьников, учителей, студентов и профессорско-преподавательского состава института и города,  отличный куратор, ее кураторские часы и мероприятия, проводимые под  ее руководством отличаются эмоциональной новизной, проникнуты любовью к студентам, охватывают весь спектр воспитательной работы.  

Достижения  в научной и педагогической деятельности позволили рекомендовать ее к присуждению государственного гранта «Лучший преподаватель вуза» за 2008 год.

Создано 28.11.2016

Обновлено 28.11.2016